Когда температура воды устанавливается ниже 6°, перестает ненадолго клевать бель, рыбья молодь впадает в оцепенение и становится более доступной для хищника. Как раз в это время начинается настоящий жор налима.
Мы с моими коллегами по работе очень любим и всегда ждем эту рыбалку. Каждый выезд не похож на другие и почти каждый насыщен всевозможными происшествиями. Вот и эта поездка не стала исключением.
Вдвоем с моим приятелем, Олегом, выехали из города еще до рассвета, чтобы застать утренние подвижки хищника - хотелось половить в первой половине дня на спиннинг. Темнеет в ноябре довольно рано, а поскольку мы были настроены на ночную ловлю, нужно было еще успеть наловить ершей и заготовить дрова для костра.
Наше излюбленное место у г. Пущино оказалось занятым. Вообще на Оке под Серпуховым в любое время много рыболовов. Пришлось в поисках налима отправляться дальше.
Дно на пляжах у берега под Серпуховым и Ступиным состоит из плотной глины и песка, однако стоит зайти по щиколотку в воду, как из-под ног взрывом предательски выбивается облако мути.
Очень часто мы на ходили налима на песчаных пляжах, он не обходит стороной и мелкий гравий, и глинистое дно. Можно проверить и небольшие заливы с плотным, незаиленным дном, мелководные участки на излучинах реки или у островов. Часто налим предпочитает держаться на песчаных косах в местах, где течение реки замедляется.
Если на большом участке реки нет ничего из перечисленного, можно попытать счастья на основном русле, главное, чтобы дно было плотным.
Приметы корифеев нашей рыболовной науки тоже часто работают - например, помимо мелководий можно искать нагульные места налима под глинистыми крутоярами. Коряги и торчащий из воды валежник могут служить признаками большой стоянки этого хищника.
Чем хуже погода, чем дождливее и холоднее, чем темнее и промозглее ночь, тем клев лучше. Однако сильного ветра налим, похоже, не любит, хотя это обстоятельство нужно еще проверять. Кроме того, мы всегда во время рыбалки разжигаем на берегу большой костер, вроде это тоже способствует ловле.
Долго ездить вдоль реки не стали, остановились недалеко от моста на Каширском шоссе, на изгибе реки. Быстро разложили снасти, накачали лодку. Олег отправился блеснить по берегу, а я решил проверить прибрежную зону с эхолотом.
Будущее место ловли показалось мне довольно перспективным. Песчаная коса, на которой мы расположились, плавно уходила под воду от берега на 30-35 м. Немного смущал гул, издаваемый на мосту колымагами проснувшихся дачников. На воде к этому времени уже стояли несколько лодок - двое рыболовов махали своими «прутами», еще одна лодка сорвалась с места и пошла в сторону Пущина - видно, не клюет.
Я обратил внимание на какого-то мужика, вытаскивающего огромную рыбину, блестевшую на солнце серебристыми боками. Приглядевшись в бинокль, я увидел, что он выбирает из воды сеть, в которой бьется огромная серебряная глыба.
Пришел Олег, в руках он держал тяжелую тряпичную крупноячеистую сеть, обернутую вокруг двух 15-килограммовых толстолобиков. Во время моих заплывов Олег зацепил воблер и свою любимую блесну «Смерть щукам», купленную у корсака-умельца в Астраханских краях, сходил за фидером с леской покрепче и вытащил браконьерское орудие лова на обозрение и поругание честному люду.
Ближе к вечеру таким же образом мы поймали еще одну сеть, из которой достали несколько синцов, и уже снулую стерлядку. Горят, кстати, капроновые сети не хуже лесочных. Мы сожгли и ту, и другую дотла, только с разогревом тушенки пришлось подождать, пламя костра еще долго отдавало зеленцой.
С ершом на Оке пока все в порядке, добывать эту рыбку можно даже при полном отсутствии клева белой рыбы и окуня. Берет он в это время на мотыля со дна. С успехом можно половить ерша и на телескопическую удочку с поставленным на конце кивком.
При ловле на поплавок я отмеряю спуск так, чтобы крючок слегка касался дна, затем переставляю грузило на 25-30 см выше к поплавку. При таком настрое оснастка плавно перемещается вдоль берега вниз по течению, а крючок с мотылем всегда находится у дна, да и грузило рыбку не смущает.
Охота на ершей закончилась славно. Из ведра в садок были пересажены 23 рыбки нужного размера.
С приходом сумерек иа противоположном берегу и чуть ниже по течению огоньками от костров обозначились стоянки соседей. У нас к этому времени вдоль уреза воды уже было выставлено 8 донок. Мы обычно не мудрствуем особо, налимьи снасти не обязательно должны быть легкими и изящными, вполне можно использовать обычные жесткие спиннинговые удилища и даже инерционные катушки - главное, чтобы снасть могла выдержать рывок 50-граммового грузила при забросе.
Течение на Оке довольно мощное, поэтому грузила не рекомендую использовать легче 40 г, с ними часто что-то происходит. Леску подбираю с учетом ловли на тяжелые оснастки, окский налим вряд ли сумеет достойно испытать ее на прочность.
К основной леске в 15-20 см от грузила подвязываю поводок из лески 00,35 мм. В 25-30 см выше первого можно закрепить второй поводок. Чтобы живец не перекручивал поводок вокруг основной лески, можно ставить тройные вертлюжки, хотя это и не обязательно. Ерш - не плотва, ведет себя на крючке вполне спокойно.
Для ловли хорошо подходят живцовые двойники №10 и №12, один из крючков которых - маленький -предназначен для цепляния наживки. При поклевке сходов обычно не бывает, налим берет решительно и заглатывает крючок почти до желудка. С подсечкой спешить не стоит, паузы в две-три потяжки между первым и последним рывками вполне достаточно. За это время налим успевает надежно заглотить живца.
Забрасывать донку далеко нет никакой необходимости. Обычно налим кормится в 20-25 м от берега, а плавный заброс и несильный удар грузила о воду гарантируют сохранность ерша на крючке. А в качестве наживки можно пробовать и мелкую плотву, и окунька, и пескаря, в крайнем случае подойдет и пучок крупных червей, их цвет при этом значения не имеет. Налим с одинаковым успехом может взять на окрашенную фосфоресцирующим красителем дендробену, выползка или навозного червя.
Клев оказался средним. Первая рыба попалась в 2 часа ночи. Наживку заглотил вполне приличный налимчик весом 1,6 кг.
Почин есть - первый налим сезона! Рыба взяла весьма уверенно. Зазвенев в первый раз, колокольчик сначала упал на песок, а затем, резко подскочив от полного натяга лески, сорвался и упал в воду.
Поклевки у налима очень мощные, не смущают его ни тяжелое грузило, ни увесистый сигнализатор.
Ночью очень удобно пользоваться звуковыми сигнализаторами поклевки, можно отвлечься и даже вздремнуть. Модификаций этих устройств, начиная с электронных датчиков и заканчивая банальными, но очень удобными и практичными колокольчиками с приделанной резинкой, сейчас хватает.
Поклевка второй рыбы совсем застала меня врасплох.
Выбежав из кустов на истошный звон колокольца, когда сгорающий в конвульсиях живец утопал в немой агонии в налимьей пасти, я прямиком ввалился в заготовленную на ночь кучу дров.
Разрядить ситуацию помог разбуженный этим переполохом Олег, хотя можно было не спешить - налим отлично засекся сам.
Последующие хватки налимов произошли почти одна за другой, а вот с половины пятого утра и до рассвета пришлось в безделье наслаждаться природой.
Наиболее частые «выходы» налима происходят в самую глухую ночь. Поздним вечером клюет хуже, но живца налим берет довольно уверенно, а ближе к утру клев заметно ослабевает, и с рассветом можно спокойно переключаться на ловлю другой рыбы, поклевок в это время почти не бывает.
Ближе к утру удалось узнать еще одну вещь. Оказывается, плотная крышка с пружиной на сетчатом металлическом садке - совсем не стопроцентная гарантия сохранности улова. Но проявленная вовремя бдительность и принятые экстренные меры по спасению вырвавшегося из зубов черной норки 1,5-килограммового налима принесли положительный результат.
К 9 часам утра приплыли хозяева снятых нами сетей, долго и тщетно тралили реку «кошкой» и, вытащив еще одну сеть у противоположного берега, ретировались с чувством полной уверенности в своей безнаказанности.
Мы тоже решили собираться домой. Настроение было отличным, правда, его слегка омрачил браконьерский беспредел на реке.
А. Павлов