Производители.
Естественно, всех нас интересуют двигатели только отменного качества и надежности, поэтому остановимся на самых известных фирмах производителях - их всего шесть. Honda - почти полвека назад выпустила первый четырехтактник и до сих пор держит лидерство в мире по ассортименту четырехтактных подвесных моторов. Двигатели Honda отличаются особой надежностью и низким уровнем шума. Mercury - производитель одного из самых распространенных лодочных двигателей, благодаря отличному сочетанию мощности и цены. Selva - итальянский производитель выпускает более простые в обслуживании, унифицированные и более дешевые двигатели, считая что простота залог надежности. Следующие три производителя снова из страны восходящего солнца. Suzuki - кому, как не японцам, принадлежит пальма первенства в применении инноваций и новейших технологий. Двигатели от Suzuki легкие и очень надежные. Tohatsu - надёжность и выносливость вот главные характеристики лодочных моторов этой фирмы. Yamaha - шустрые и экономичные, главное отличие их подвесных лодочных двигателей.
Зная из каких стран пришли эти громкие имена брендов, уже нельзя точно сказать в какой части света выпускается их продукция или комплектующие. Муль-тинациональные фирмы разбросали свои заводы по всему миру. Но бренд есть бренд.
Все более активно заявляют о своих правах и на рынок подвесных лодочных двигателей производители из поднебесной. Молодые и быстрорастущие китайские фирмы, такие, как Hidea, Parsun, Sail и Sea-Pro оснащаются современными линиями производства и монтажа, сертифицируют свою продукцию в самых развитых странах. Их продукция отличается в лучшую сторону ценой, но пока не совсем соответствует качеству двигателей от более именитых брендов.
2-х или 4-х тактные.
Это извечный вопрос и муки выбора при покупке подвесного двигателя. У каждого из типов двигателей есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники. Двухтактный двигатель динамичней, легче и дешевле. Четырехтактный экономичней и экологичней, у них больше моторесурс. В рассматриваемом нами диапазоне мощностей до 15 л.с. двухтактные лодочные моторы, все же, удобнее и дешевле четырехтактных. Преимущества последних начинают сказываться лишь от мощностей двигателя больше 20 л.с. Но, есть одно большое НО. С 2007 года в странах Евросоюза и Северной Америки, из соображений защиты окружающей среды, запрещена эксплуатация двухтактных двигателей на внутренних водоемах. Как следствие, четырехтактные двигатели начинают вытеснять двухтактников с заводских конвейеров. Их выпуск еще продолжается, но вот надеяться на новые инженерные решения и совершенствование двухтактных моделей, к сожалению, не приходится.
Истина познается в сравнении.
Приведем для удобства выбора сравнительные характеристики 10-ти и 15-ти сильных подвесных лодочных двигателей основных мировых производителей. Для удобства, в сравнении рассмотрены двигатели с ручным запуском, управлением на румпеле и коротким дейдвудом. Все представленные двигатели имеют полную систему управления передачей: F-N-R -Вперед-Нейтраль-Реверс. Цены на двигатели ориентировочные, по данным интернет-магазинов Украины, для удобства сравнения приведены в у.е. Honda выпускает только четырехтактные двигатели.
Наносим номер на лодку.
Вы купили и зарегистрировали свою надувную лодку с мотором. Теперь остался последний шаг и можно, наконец-то, будет смело выходить на водные просторы.
Согласно «Правил судноплавства на внутршых водних шляхах Укра'ши», малые суда, к которым относятся и надувные моторные лодки, должны иметь регистрационные знаки. Регистрационные знаки наносятся в носовой части судна с обоих бортов четкими цифрами и украинскими буквами высотой не менее 10 см, которые нельзя стереть.
Как проще, но качественно это сделать? Посоветуем несколько возможных вариантов.
Вариант 1.
Обратиться к производителям надувных лодок, и они нанесут вам такой номер специальной краской. Дорого и не всегда удобно.
Следующие варианты подразумевают самостоятельное нанесение номеров на лодку. Предварительно готовим на компьютере и распечатываем буквы и цифры номера на обычной бумаге. Затем переносим символы на самоклеющуюся пленку Oracal (продается в канцтоварах) и изготавливаем трафареты под покраску, желательно в 2-х экземлярах. Надуваем лодку, наносим в подходящем месте трафарет и производим покраску номера, согласно следующим вариантам. Цвет красителя подбираем контрастный цвету лодки.
Вариант 2.
Покупаем в канцтоварах водостойкий Перманентный Маркер для ПВХ за 20-30 гривен и закрашиваем трафарет. Ждем подсыхания надписи 15 минут и снимаем трафарет. Лодку желательно не сдувать и на воду не выходить в течение суток.
Вариант 3.
Совет от известных российских видео рыбаков-лодочников братьев Щербаковых. Смешать клей для ПВХ и добавить немного нитрокраски. Наносить на трафарет тампоном из поролона.
Вариант 4.
Некоторые умельцы предлагают для нанесения номера использовать BODY-антигравий для защиты автомобилей. Вроде он предназначен и для ПВХ бамперов и можно смыть номера легко уайт-спиритом при необходимости продажи лодки. Наносить надо 1-2 слоя не больше, трафарет снимать пока боди ещё не высох. Буквы получаются как резиновые. После высыхания к ПВХ не липнут, не отстают и не трескаются.
Практика - критерий истины.
Эта знаменитая фраза классиков марксизма-ленинизма применима и для проверки реальных характеристик двигателей. Одно дело, что написано в паспорте завода-изготовителя и другое, каковы реальные характеристики. Можно, конечно, самому проверить различные двигатели в работе, но проще прочесть результаты чужих «полевых» испытаний и сделать свои выводы.
Сравнительные тесты 10-ти сильных двигателей.
Эксперты знаменитого британского журнала «Motor Boat&Yachting» провели на воде испытания 5-ти четырехтактных подвесных двигателей, с результатами которых мы хотим познакомить и вас. Испытания проводились в облегченной RIB лодке (75 кг), длиной 3,1 м при загрузке двумя людьми (175 кг). Выяснялись такие характеристики, как реальный вес, максимальная скорость и уровень издаваемого двигателем шума.
Вес сухой - заявляемый производителем, вес реальный - с учетом заполнения масляного картера. Реальный вес двигателей оказался на 3-5 кг выше (за счет заполнения картера маслом, но не только). Эти дополнительные килограммы будут очень неприятны при переноске двигателей. Honda - самый тихий при работе, но и самый медленный. Mercury - самый быстрый и довольно легкий. Suzuki - самый дешевый и тихий. Tohatsu - самый дешевый и легкий, самый тихий при работе на нейтрале, но и самый громкий под нагрузкой. Yamaha - все, кроме скорости, больше чем у всех - объем, вес, шум. Оно и понятно, 10-сильная Yamaha детюнингована из 15-ти сильного движка.
Сравнительные тесты 15-ти сильных двигателей.
Пару лет тому назад эксперты уважаемого российского журнала «Катера и яхты» провели сравнительные тесты на воде 15-ти сильных подвесных лодочных моторов различных фирм производителей. Тесты проводились на надувной лодке длиной 3,6 м и шести различных двигателях - четырехтактных Honda BF-15 и Suzuki DF-15 и двухтактных Mercury 15M, Selva 15 Naxos, Suzuki DT-15 и Yamaha 15FMHS. При тестировании загрузка лодки менялась - один человек на борту (80 кг), два (170 кг) и три человека (260 кг). Сравнительные результаты теста могут быть интересны для читателей.
Двухтактники быстрее разгоняются, но четырехтактники тяговитей под нагрузкой. Honda, как обычно, чемпион среди тихонь - на малых оборотах его практически неслышно. Из двухтактников самым тихим оказался двигатель Yamaha, но на малых и средних оборотах все двухтактные двигатели явно громче своих четырехтактных собратьев. Самыми быстрыми оказались Yamaha и Suzuki. Обычно быстроходной Selva, видимо мешал слишком тяжелый винт. Очень интересен сравнительный расход топлива 2-х и 4-х тактных двигателей одного производителя - четырехтактный Suzuki на полном ходу потребляет в 1,5 раза меньше топлива на 1 км пути, чем его двухтактный брат! Чемпионом же по экономичности оказалась Honda - на 1 л бензина ушла на 20% дальше четырехтактного Suzuki и на 85% дальше двухтактной Selva.
Надеемся, что приведенная нами информация поможет вам выбрать «свой» двигатель. Удачи.
Советы бывалых
Для продления срока службы двигателя не используйте более 75-80% его мощности.
***
Минимальный расход топлива получается при мощности 4060% максимальной. При большей или меньшей мощности расход топлива растет.
***
Для экономии топлива чаще меняйте свечи, даже чаще, чем рекомендует изготовитель. Израильские специалисты доказали, что замена свечей в два раза чаще рекомендуемого интервала замены, позволяет сэкономить порядка 5-10% топлива.
***
Для 2-х тактных двигателей смешивайте масло с бензином непосредственно перед поездкой. При хранении смеси бензин-масло, присутствующие в бензине присадки могут расслаиваться или выпадать в осадок. Кроме того, масло в смеси быстро окисляется и меняет свои свойства.
***
Не развивайте полный «газ» сразу после запуска двигателя, иначе двигатель может «заклинить». Двигатель надо прогреть, желательно, под нагрузкой.
***
После движения на полном ходу не сбрасывайте резко газ и не глушите сразу мотор, т.к. при этом резко уменьшатся циркуляция воды в системе охлаждения.
***
Минимальный расход топлива получается при мощности 4060% максимальной. При большей или меньшей мощности расход топлива растет.
***
Для экономии топлива чаще меняйте свечи, даже чаще, чем рекомендует изготовитель. Израильские специалисты доказали, что замена свечей в два раза чаще рекомендуемого интервала замены, позволяет сэкономить порядка 5-10% топлива.
***
Для 2-х тактных двигателей смешивайте масло с бензином непосредственно перед поездкой. При хранении смеси бензин-масло, присутствующие в бензине присадки могут расслаиваться или выпадать в осадок. Кроме того, масло в смеси быстро окисляется и меняет свои свойства.
***
Не развивайте полный «газ» сразу после запуска двигателя, иначе двигатель может «заклинить». Двигатель надо прогреть, желательно, под нагрузкой.
***
После движения на полном ходу не сбрасывайте резко газ и не глушите сразу мотор, т.к. при этом резко уменьшатся циркуляция воды в системе охлаждения.