b7c98b60
  Главная Фильмы о рыбалке Фильмы про охоту Подводная охота Полезные статьи
Статьи о рыбалке на тему
Язь Плотва Спиннинг

Игры про рыбалку
Песни про рыбалку
Статьи о рыбалке

Журналы и книги о рыбалке
Журнал Рыбачьте с нами
Каталоги рыболовных товаров
Рецепты из рыбы

Заметки о медведях

Любовь хозяина тайги. В прошлом году я прилетел из Суринды в Бай- кит в начале ноября и встретил там неожиданно своего знакомого охотника. Я сразу поинтересовался, почему он не на охоте.

- Вот за пятнадцать лет первый раз не пошел на охоту, - ответил он, - дал себе слово не ходить в тайгу в течение трех лет. Неприятная история у меня вышла. Откровенно скажу - боюсь. Да, боюсь. А какой я охотник, если боюсь в тайгу идти. И не пошел. И еще два года не пойду, пока окончательно страх не пройдет. «Видно с шатуном дело имел, но вроде целехонький», - подумал я.

- Хоть кратко расскажи, - попросил я, так как его ответ у меня вызвал интерес.

- История вроде небольшая, - сказал он, - но засела во мне на всю жизнь. Стараюсь о случившемся не думать, но не получается. Не хочу думать, а сам думаю. Я уж об этом никому не говорю, а то скажут: «Это у тебя, горе-охотник, со страху крыша поехала». Не знаю, что делать. Пока вот решил в тайгу не ходить.

Он закурил, глядя то на меня, то на тайгу. Я молчал. Так прошло несколько минут, прежде чем он начал говорить:

- В позапрошлом году я пораньше выбрался в тайгу. Построил вторую избушку. Проложил два новых путика, заготовил на два года дров.

Добыл лося на питание. Год выдался урожайным. Хорошо уродилась голубика, брусника, кедр хороший урожай дал. Зверье и птицы сыты, заняты заготовкой. А ко мне «в гости» пришел медведь: распечатал яму с привадой - там у меня рыба была. Вижу по следам - его работа. Думаю, мишка нагулялся, скоро в берлогу будет ложиться, но, видимо, захотелось поесть перед лежкой для разнообразия рыбки. Посмотрел я и подумал: «Раз медведь нашел место, где лежит рыба, то придет и во второй раз». А раз он может прийти, то его можно добыть за трапезой. Я не стал около ямы топтаться, а сделал, соблюдая осторожность, незаметный небольшой настил на высоте пяти метров. На настиле я сделал засаду. Взял с собой карабин и пальму, на случай если придется держать оборону. Мой расчет оказался правильным - медведь пришел за рыбой. Мой выстрел был смертельным: я точно попал в голову. Это оказалась медведица. Довольно крупная. По внешним признакам можно было сказать, что самка не молодая, да и мясо было очень жестким. Крутил из него фарш, а потом жарил котлеты. Мясо имело устойчивый кедровый запах. Даже при отрыжке этот запах сохранялся. Ты наверняка подумал: «Добыл медведя, что здесь особенного, мало ли их добывают эвенки». Вот и я тогда также думал. Тем более, то был не первый, а третий медведь, которого я добыл. Случилось это, как я уже говорил, накануне залегания медведей в берлоги. Дальше моя жизнь пошла без всяких «чепе». Шатунов в округе не было. Я добыл соболей и белок больше, чем в предыдущий год и был в целом доволен охотничьим сезоном. На следующую осень я готовился к охоте с хорошим настроением, с энтузиазмом. Договорились, что меня и моего дружка с соседнего участка забросят одним вертолетом между 10-15 октября. За десять дней до нашего намеченного срока я закупил продукты, приготовил одежду, отобрал снаряжение, все это упаковал. То же сделал мой сосед. Наконец настал день и час, когда была дана команда загружать вещи в вертолет. Нам помогли загрузиться. С утра вертолет летал на две точки для геологов, поэтому мы вылетели уже после обеда. Вертолетчики спешили, чтобы по свету вернуться в Байкит. Пока мы летели к участку, я все смотрел в иллюминатор: места все знакомые. Прилетели. Сели в метрах в трехстах от моей избушки. Вертолетчики торопились: «Давайте, ребята, побыстрее вещички выгружайте». Мы выгрузили мои вещи, включая бензин, и полетели на второй участок. Там выгрузили вещи соседа. Я остался у него ночевать, и следующий день провел у него: обмывали приезд. Вспоминали детали сборов, прикидывали все ли взяли. Утром я отправился к себе. Семь километров прошел быстро: во-первых, налегке, во-вторых, погода была прекрасная, в третьих, хоть в Байките воздух свежий, а в тайге он свежее, бодрее и аромат другой. Когда я пришел к себе, то увидел то, что не пожелал бы своему злейшему врагу. Меня словно обухом по голове крякнули. Я не понимал, что мне делать, что мне предпринять. Вещи, что были выгружены из вертолета, были разбросаны. Картонные коробки все были порваны, мешки разорваны. Все рассыпано, измято, исковеркано. Мука валялась вперемежку с крупой и сухарями. Спальный мешок порван. Часть вещей в испорченном виде валялась метрах в пятнадцати. Более того, у меня в канистрах была солярка, так она была вылита. Создавалось впечатление, что здесь хорошо «поработала» группа медведей- хулиганов. Там, где было скопление продуктов или вещей, была везде моча и медвежий кал. Когда первый стресс прошел, я посмотрел все внимательно и понял, что здесь действовал один крупный медведь и действовал как Мамай или Батый. А, может, хлеще, и более жестоко. Я пошел в избушку. Там меня ждал второй шок. Об этом я нигде не читал и не слышал. На полу, на лежаках был медвежий кал, да что там на лежаках. Медвежьим калом были измазаны все стены.

Я вышел из избушки. Присел, так как руки-ноги тряслись, и одна мышца у глаза начала дергаться, какой-то нервный тик начался. Покурил. Оружие - карабин и мелкокалиберная винтовка - были у меня спрятаны в тайнике. Я достал карабин, взял пальму (охотничий нож был со мной на ремне) и побрел к соседу. Когда я пришел к нему и рассказал все, что произошло у меня на участке, и спросил его: «Что будем делать?» Он подумал, а потом говорит: «В прошлом году ты убил медведицу, а это ее дружок, муж по-нашему: он в этом году пришел на место свадьбы, а ее нет, ждал, ждал, а ее нет. И он определил, что виноват в этом хозяин избушки, может быть, он около избушки какие-нибудь ее останки обнаружил. Вот и решил отомстить. Я думаю, он сейчас хуже шатуна. Остается выбирать одно из двух: затаиться и ждать, когда он заберется в берлогу, или делать засаду прямо в избушке. Он чует, что человек в избушке, и обязательно попрет на штурм, потому как ослеплен своей злостью. Если от него не избавиться, он нас точно где-нибудь на тропе прикончит». Мне стало впервые очень страшно. Но ситуация была критической и я сказал: «Давай сделаем засаду». Собак оставили у него. Взяли карабины, патроны.

Вышли от него с таким расчетом, чтобы к вечерним сумеркам быть в моей избушке. В избушке он расположился на нарах у одной стены, я на нарах у другой стены. Между нами небольшое окошечко и стол. Спинами мы сели к торцевой стене избушки. Предварительно мы утеплили сиденья, оделись потеплее, открыли дверь. Пред собой в боевой готовности положили карабины, сбоку под рукой - пальмы. Стали ждать, прислушиваясь к звукам тайги. Вечером ничего подозрительного не было слышно. В тишине прошла ночь. Все случилось, когда немного рассвело. И все произошло в две- три секунды, а может быть и быстрее. Я уже начал было расслабляться, мечтать и думать не о медведе, а о другом. Как вдруг, другого слова и не придумаешь, ну, можно еще сказать молниеносно, без всяких слышимых звуков (как это так он беззвучно мог подойти к избушке, ума не приложу) в избушку ввалился медведь и замер на мгновенье у конца моих нарт на расстоянии около метра. Он, видимо, на мгновенье оторопел, так со света попал почти в темноту и в то же мгновенье пытался определить, где находится человек. В это же мгновенье я, ни с того ни с чего, крикнул: «Ну, что тебе надо?» Он открыл пасть, и я увидел крупные клыки, пасть и выстрелил туда. Медведь еще постоял и рухнул. Товарищ слез с нарт. Я его спрашиваю: «Ты что же не стрелял?» А он отвечает: «Так я смотрю, ты с ним разговариваешь». Я сам удивляюсь, как это я такое хладнокровие проявил, хотя потом начался колотун, и какой-то страх овладел мной. И по всей вероятности надолго, раз до сих пор не отпускает.

Мой рассказчик замолчал. Закурил. Несколько раз глубоко затянулся. О чем-то, видимо, вспомнил и сказал:

- Я думаю, что у хозяина тайги особая любовь к своей подруге, крепкая любовь.

Может это одна из загадок природы, так пусть ей и останется.

Рассказ эвенка Константина Ермолаевича Чапогира о шатунах.

- Э, бое, про шатунов, однако, много историй знаю. Случаи встречи с ним или рассказ о нем запоминаются на всю жизнь. Страшное дело - шатун в тайге. Появился он на охотничьем участке - неизвестно чем дело кончится: охотник его одолеет или он охотника, кто кого перехитрит, сноровистее будет. Расскажу тебе одну историю с шатуном. Было это недавно, лет семь назад. Объявился на одном охотничьем участке шатун. Подкараулил он охотника на путике и загрыз. Охотник-то на участке был не один, а с напарником охотничал.

Прошел день, как ушел охотник, а его все нет и нет. Забеспокоился напарник. Пошел на розыски друга. Нашел его останки. Понял беду, а самому страшно стало: ведь он один против шатуна. А страшно стало ему потому, что ранее-то он наслушался разных страшных историй про шатунов, понял, что этот зверь способен на различные хитрости. Вышел он на свежий след медведя. Идет, очень внимательно смотрит по всем сторонам, оглядывается, а самого страх берет и не напрасно: медведь-то сделал сметку около двух елей. Охотник разобрался, что зверь сделал сметку, да было уже поздно. Зверь-то сумел, спрятавшись в засаде, чтобы пропустить охотника, сзади напасть на него. Охотник-то даже выстрелить не успел, хотя готовился к этому. Так вот от этого шатуна и напарник погиб. А шатун продолжал бесчинства. Километрах в пятнадцати от места трагедии на берегу стояла палатка, в ней жили эвенки - старик со старухой. Ночью к палатке подкрался шатун. У них на привязи было две собаки. Так шатун прикончил и собак, и людей. Слух о смерти двух охотников и старика со старухой от шатуна быстро распространился по тайге. Надо было шатуна кончать. Для этого нашлись добровольцы - охотники. Стали они с собаками тропить его след. Да только обошлось все без выстрелов.

- Как так? - спросил я удивленно.

- Оказывается, охотников опередили волки.

- Волки? - вновь удивился я.

- Да, волки, - спокойно ответил Константин Ермолаевич - Стая волков, видимо, долго рыскала по тайге в поисках добычи, да ничего крупного - ни лося, ни оленя не попадалось, и, повстречав на своем пути шатуна, они смело вступили с ним в бой. Правда, один волк поплатился своей жизнью, но шатуна они одолели. Когда охотники добрались до места борьбы волков с шатуном, то удивились, как умят был снег, а от медведя и волка валялись только хребтины, черепа, да разные клочья.

- Получается, что волчья стая способна справиться с шатуном - подвел я как бы итог рассказу Чапогира.

- Старый эвенк из нашего рода Ча- погиров рассказывал, что он однажды по следам определил, что волчья стая, когда был наст, подняла из берлоги медведя и одолела его. Так что волчья семейка свои клыки при благоприятных обстоятельствах пускает в ход и против хозяина тайги. Борьба за сохранение жизни удесятеряет силы, прибавляет смелости, - философски заключил Чапогир.

Немного помолчав, он вспомнил следующую историю, которая произошла в Эвенкии в первых числах мая два года назад:

- В район Подкаменной Тунгуски была заброшена группа геодезистов в составе трех человек: двое мужчин и одна женщина. Прибыв на место, уставшие за день геодезисты поставили палатку, поужинали и, не разбирая вещи, легли спать. В назначенные сеансы связи группа не давала о себе знать. Пришлось лететь и выяснять причину молчания. Выяснилось, что двоих медведь загрыз в палатке, а один выскочил из палатки и хотел достать ружье, но был убит возле вещей.

Медведь в железной маске. Михаил и Сергей охотились в паре больше десяти лет. За ними был закреплен охотничий участок в районе реки Тай- муры, притоке Нижней Тунгуски. В прошлом году мужики срубили добротную охотничью избушку. Ее достопримечательностью стала новая солидная печка, сваренная из листового железа трехмиллиметровой толщины. Охотники оценили ее словами: «Будет жить сто лет, а то и больше». Весной, по окончании охотничьего сезона, на два дня раньше срока прилетел вертолет. Пришлось охотникам быстро доупаковывать свой скарб. Остатки пищи побросали в печку.
Осенью, к началу охотничьего сезона Михаил и Сергей приехали на свою базу. Войдя в избушку, они сразу обратили внимание, что печка исчезла. С потолка уныло свисала труба. С полки исчезли банки со сгущенным молоком. Они валялись на полу в виде блинов. По оставленным меткам охотники сразу определили: в избушке хозяйничал медведь. «Но куда девалась печка? Чужаков здесь не было. Свои не тронут», - подумал Михаил.
Сварив чай на костре и почаевничав, охотники отправились на поиски печки. Она была найдена в метрах ста от избушки. То, что увидели Михаил и Сергей, их крайне удивило: у печки лежал медведь и его голова находилась в ней.

- Ну и картинка, медведь в железной маске, - сказал Сергей.

Михаил попытался печку стащить с башки топтыгина, но не тут то было. На помощь пришел Сергей.

- Просто на прямую башку медведя не вытащить, - заключил Михаил.

- А как же он умудрился ее затолкать в печку? - поинтересовался Сергей.

- Видимо, удачно изловчился и втолкал - философски заключил Михаил. - А обратно ее вытащить из печки не смог, так как в стрессовой ситуации у него мозги уже не соображали, и издох в железной маске.

Вечером за ужином Михаил и Сергей, поглядывая на печку, думали только о злополучном происшествии с хозяином тайги.

Медведь и лодка. Этот случай произошел на реке Ангаре. Четверо рыбаков плыли за сплавной сетью. Они увидели, что реку переплывает медведь. Возникла у всех мысль добыть зверя. Но каким образом? Один из них сказал: «Сейчас я его топором по башке и дело в шляпе». «Давай, бей» - согласились остальные. Рулевой направил лодку в сторону медведя. Когда она поравнялась со зверем, желающий его прикончить одним ударом не успел поднять топор, как медведь оказался в лодке. Наступило секундное замешательство. А медведь, не терял времени, стал выбрасывать рыбаков из лодки. Один из них успел сам сигануть в воду. Когда лодка оказалась пустой, зверь прыгнул в воду и поплыл к ближайшему берегу. Рыбакам еле удалось спастись, а затем долго еще лечили раны от когтей медведя. Впредь будут умнее.

Развлечения медведя. Когда медведь сыт и его никто не беспокоит, он не только отсыпается и отдыхает, но и развлекается. Так, в горах, в крутых местах, он любит сбрасывать с высоты крупные камни и наблюдает, как они увлекают за собой большое количество других камней. С высокого песчаного берега реки он любит кататься. Найдя сломанное дерево, медведь извлекает из расщепленной части дребезжащие звуки и внимательно слушает. Особенно с интересом такие концерты устраивает медведица для себя и медвежат. Часто летом медведь не только переплывает речки, озера, но и любит поплавать в разных положениях. Или заходит у берега в воду и бьет лапами по воде.

Один охотник на реке Таз рассказывал мне следующую историю. Отошел он недалеко от поселка Толька, ружья с собой не было. Неожиданно столкнулся, как говорится, нос к носу с медведем. Бежать нельзя. Первая мысль была заорать во все горло, но дыхание оказалось какое-то поверхностное, сдавленное. Решил просто стоять и ждать, что будет. Медведь без особого труда вывернул большой пень и стал его бросать в охотника, то с одной стороны, то с другой. Охотник уклонялся от летящего снаряда. Когда медведю это занятие надоело, он удалился в тайгу. На мой вопрос и сколько раз бросал пенек, он ответил: раз пятнадцать, а, может, и больше. Когда, говорит, домой пришел, долго колотун бил, и страх долго держался в голове, хотя он был охотник-профессионал, опытный таежник.

Обед медведя. Мой друг, Виталий Титлов, большой любитель природы, заядлый рыбак. На выходные дни он с Николаем Петровичем из Норильска отправляются на моторной лодке, обычно на какую-нибудь речку или на одно из озер Норило - Пясинской системы. Однажды в августе, когда тундра демонстрировала свое многоцветье с преобладанием желтых, оранжевых, сиреневых, красноватых тонов,которые дополнялись расцветкой спелых ягод - голубики, брусники, черники, шикши, они остановились на хорошо знакомом им месте на озере Глубоком. Переночевали в палатке. Утром друзья успешно порыбачили. После завтрака Виталий решил сходить пособирать ягод. Рассчитывая вернуться не скоро, он в рюкзак уложил харчи, котелок, миску, кружку. В пластмассовом ведре поместил «комбайн» для сбора ягод. Проверил наличие в кармане спичек в водонепроницаемой упаковке, удостоверился, что нож в ножнах находится на ремне.

Вот, что далее мне рассказал Виталий:

- Добрался я до черничного пояса и стал «комбайном» собирать ягоду. Несмотря на то, что я использовал при сборе ягод техническое средство северян, ведро медленно пополнялось. Когда, наконец, удалось его наполнить на две трети, я обратил внимание, что солнце поднялось высоко, что тело, истомно, требует отдыха, что настало время подкрепиться. Я осмотрелся вокруг. Невдалеке на террасе облюбовал местечко для отдыха. Перетащил туда ведро с ягодой, освободил спину и плечи от рюкзака. Достал из него содержимое.

Развел костерок, подвесил над ним котелок с водой, чтобы попить чайку. Накрыл скатерть-самобранку: на кусок целлофана выложил колбасу, сало, два огурца, два помидора, полбуханки хлеба, сахар, чай в пакетиках, соль в баночке из-под поливитаминов. Колбасу, сало, хлеб порезал и оставил на целлофане, а огурцы и помидоры порезал в миску, посолил и перемешал. Метрах в четырех заметил хороший сушняк. Подумал: «Пока не приступил к трапезе, надо его подтащить к костру». Пошел, подобрал сушняк, направился к костру.

Неожиданно около обеденного «стола» появился медведь. Я обмер. Ноги присосались накрепко к земле. Я не мог шевельнуться. Медведь между тем осмотрел местность и приступил к трапезе, не обращая на меня внимание. После того, как съестное окончилось, медведь подошел к ведру с ягодой. Опрокинул его и стал употреблять ягоду. Десерт пришелся ему по вкусу: он долго чавкал и чмокал. Кода с ягодой было покончено, он сел и задумался. Ко мне вернулся дар речи и неожиданное наглое спокойствие. Я довольно твердым голосом сказал:

- Поел, теперь уходи.

Мою фразу он выслушал внимательно и в одно мгновенье скрылся. Я же, прихватив вещички, отправился на нашу стоянку. Эту встречу с медведем я запомнил навсегда.

Категория: Статьи об охоте

[related-news]

Новости похожие на Заметки о медведях