Джонни Петровский обходит «базы». Он всегда так делает. Это не бейсбол, но и здесь присутствует квадрат внутреннего поля с лунками-базами и бывают страйки. При подледной ловле щук он систематически обследует обширные плато с подводными структурами, привлекая хищниц игрой, шумом приманок и стратегией расстановки жерлиц в середине квадратов. Петровский - рыболовный гид из северной Миннесоты, который уделяет много времени большим водоемам, где щуки оккупируют плато размером с Род-Айленд. Глубина этих плато может составлять всего полметра на площади в тысячи квадратных метров. При почти ровной структуре дна и ограниченном количестве укрытий для удержания рыбьей мелочи в определенных точках щуке приходится много перемещаться в поисках кормовой рыбы, которая также на месте не стоит. В такой ситуации хищницы превратились в настоящих кочевников.
Квадрат образуют пять лунок: четыре лунки - «базы» по углам и одна лунка - горка питчера - в центре. Петровский ставит жерлицу на центральную лунку и ходит по «базам» с приманкой, создающей шум и блики, привлекая щуку в квадрат. Уровень привлекательности зависит от условий дня, активности рыбы и правильного выбора приманки. Если на щуку не влияет резкая перемена температуры и атмосферного давления и все складывается благоприятно для рыбалки, хищница может подойти к квадрату с необычайно дальних дистанций. После многих лет проб и ошибок Петровский создал свою теорию относительно расстояний, с которых можно подтянуть щуку, и уровня шума приманки, который может ее привлечь, базирующуюся на условиях окружающей среды. Схема сверления лунок квадратами позволяет расширять зону облова акватории и привлекать хищниц, результативно играя на работе сенсорных рецепторов рыбы.
- Сеть покрытия
«Я покрываю громадную зону водоема, действуя звуком приманки, как аттрактантом, - говорит Петровский. - Щука чувствует присутствие раненой рыбешки с неизвестной нам дистанции. Каждый орган чувств имеет свои границы действия -зрение, обоняние, воспринимающее запах крови, боковая линия и слух. Я могу только приблизительно представить, какой диапазон действия имеет шумовая приманка при подаче сигнала на дальнюю дистанцию, но звук, без вопросов, распространяется дальше других раздражителей». Как много значит шум в категории всех средств привлечения и где границы его распространения? В определении этого большую роль играют многие условия, как полагает Петровский. «Схема квадратов дает результат в течение всего сезона, - замечает он. - Но лучше всего работает по первому и по последнему льду, когда щука находится в преднерестовом периоде. Щука активно передвигается и охотится по первому льду и на схему реагирует с наиболее дальних дистанций. Весной вам придется самим идти к хищницам, поскольку они в это время собираются в небольшие группы, а не бродят поодиночке. Пропустите группу - пропустите действие. Я думаю, они сохраняют энергию или просто ждут того волшебного момента, когда можно будет идти в ручьи и речки с началом половодья. Тогда икра созреет для нереста и питание перестанет быть насущной нуждой. На смену кровожадной охоте придет время романтической любви».
Квадраты Петровского покрывают около 60 квадратных ярдов* (50 м2) площади плато и на 30-40 м заходят за границы донных структур, где он располагает по три лунки на вершинах квадратов, которые слегка расширяют схему (по одной за каждой из точек по направлению его движения). Жерлицы установлены в центре квадратов, и он обходит их по сторонам от лунки к лунке, с приманкой, созданной для привлечения щук в центр квадрата.
«Я убежден в том, что схема обработки акватории квадратами лучше работает в замутненной воде, - полагает он. - В прозрачной воде щуки не исследуют объекты так интенсивно и близко, как при плохой видимости. Они хорошо видят все с дистанции и не нуждаются в лишнем движении по квадратам для охоты. Они могут остановиться, долго наблюдать за тем, что происходит, и удалиться, не приблизившись к приманкам. Глубина при такой ловле не имеет особого значения, в то время как звук и расстояние до объекта охоты остаются важными моментами». «Во всем есть компромиссы, - продолжает он. - Я стремлюсь охватить схемой столько разных глубин, сколько возможно на медленно меняющемся донном рельефе Верхнего Красного озера. На озерах с более сложными донными структурами мне нужно покрыть верхнюю часть, свал и нижнюю часть структуры. Я стараюсь, чтобы каждая лунка была на границе изменений в структурах, если это возможно. Щука рыщет близ рельефных границ, чтобы легче и незаметнее подкрасться к жертвам. Но если площадь поиска будет слишком большой, можно пропустить щуку и на структуре. Квадрат помогает локализовать и исследовать систему маршрутов хищницы на определенных глубине и типах структурных границ, у которых она держится. Когда я нахожу такие ориентиры, то двигаюсь вдоль этих глубин и границ. Квадрат помогает делать такую работу, и вы получаете ориентиры для маршрутов облова».
- Работа по квадратам
Способность щуки воспринимать блики, шум, вибрацию и запах не обсуждается. Но что из этих факторов важнее? Какой из них окажется ключевым?
«Я давно использую колеблющиеся блесны, планирующие джиги, трубки и несколько других хитростей для привлечения щук, но все равно не смогу точно ответить на эти вопросы, - говорит Петровский. - Долго искал для себя рабочий комплект из щучьих приманок, что-то вроде «лезермана» - все в одном для всех рыболовных ситуаций. Думаю, что нашел такого универсала в Darter Lindy. Эта приманка обладает хорошей игрой, планирует, дает блики и шум. Все это подкрепляется реалистичным видом поведения жертвы и становится целью для щуки».
Сначала Петровский играет Darter’oM агрессивно, вызывая сильный звук и вибрацию. Затем медленно опускает его ниже, на несколько минут придавая приманке вид раненой жертвы. «Рывки и беспорядочные движения приманки часто соблазняют щуку на то, чтобы приблизиться и исследовать объект, - отмечает он. - После нескольких минут облова я перехожу на следующую лунку и немного уменьшаю темп игры, чтобы понизить интенсивность шума приманки. Повторяю этот процесс, затрачивая несколько минут на лунку и примерно 30 минут на один квадрат».
Самый большой Darter Lindy и Chubby Darter Salmo # 5 могут работать агрессивно, как вертикальные крэнки, или пассивно, как трубки. Их можно медленно опускать ко дну, контролируя спуск, или «выкачивать» и позволять им падать свободно с собственной игрой, облавливая более широкое пространство. Chubby Darter может уходить от вертикали на 1,8 м при такой же глубине ловли, описывая круг в 3,6 м, давая больше бликов и вибраций дальше от лунки. У него нет погремушки, что делает его более приемлемым для ловли менее агрессивной щуки в прозрачной воде.
Неплохой выбор - быстро тонущий крэнк, такой как РК Ridgeline. Он тонет, оставаясь в горизонтальном положении. При рывке он может уходить от лунки на 1,8-2,4 м в сторону. При полуметровом рывке удочкой он может скользить на 1 м от вертикали при глубине более 3,5 м. Длина РК # 3 - 7,5 см, а #5 - 15 см. Когда щука подойдет к этой приманке, сделайте паузу и затем рывок, чтобы приманка, переваливаясь с боку на бок, пошла прочь от лунки. Привлекающие возможности этой приманки почти бесконечны и действенны. Она оснащена уникальной погремушкой, звук которой, судя по всему, привлекает внимание щуки. «Интенсивность звука не так важна, как его тон, -говорит Петровский. -Несильный звук от шариков размера ВВ, который щука способна услышать, не всегда ее привлекает. А глубокий, низкочастотный глухой звук погремушки в большом Darter’e может привлечь щуку с расстояния, по крайней мере, в 50 м. Я знаю это потому, что вместе с приятелем ловил в 50 м от работающей камеры и он сообщал мне, наблюдая за нашим старым другом - “одноглазым зубастым парнем”, как тот издали следил за приманкой, но в ее сторону не двигался. Мы видели его много раз в течение сезона. По рации друг сообщал, что видит одноглазого прямо под своей лункой. Я рывком подбрасывал Darter, и через 40 секунд он был тут как тут. Мы начинали игру по квадрату и ясно понимали, что можем вести эту любопытную щуку назад и вперед к лункам, даже если она находится в 50 м от приманки с погремушкой».
Когда приходило время идти дальше, у Петровского всегда были три новые лунки, покрывающие квадрат как стропила. Он просто поднимал жерлицу и переставлял ее на угол основного квадрата - вторую точку для жерлицы. «Переносить жерлицу нужно быстро, чтобы живец не замерз и не погиб, - поясняет он. - Это поможет сохранить всю схему и даст этим любопытным созданиям, которые не хотят клевать, шанс изменить свое поведение и атаковать приманку, что они часто и делают».
- Поклевки и удары
Щуки - это бросающие в дрожь преследователи, серийные убийцы в пресноводном мире. Они подкрадываются к жертве, используя зрение, звук и запах. Они исследуют все, что может быть для них съедобным. В некоторые дни они бывают настолько раздражены, что готовы убить все, что движется, только потому, что оно движется. В дни агрессии они подходят и пробуют Darter Lindy сразу же, как только его заметят. Они в настроении убивать. В некоторые дни они ленивы или разборчивы, хотят легкодоступной пищи и не желают охотиться. В такое время они опускаются до живца на поводке. «Зубастые» теоремы Петровского основаны на наблюдениях. «Подводная камера в корне изменила мои взгляды на поведение щуки, - говорит он. - Часы наблюдений за поведением хищницы с помощью камеры показали, как долго щука может смотреть на приманку, прежде чем ее схватить или уйти, отказавшись от "угощения". А благодаря системе квадратов активную щуку можно издалека привлечь шумом погремушки и бликами Darter'a».
Щука далеко не всегда уходит прочь, почувствовав подвох. Временами она просто ждет момента для броска. «Некоторые щуки не отвечают на шум и блики, - продолжает Джонни. - Но они медлят, задерживаются и наблюдают. Когда хищница собирается уходить, я могу заставить ее повернуть обратно эксцентричной игрой джига и начинаю новую сессию наблюдений. Много раз я добывал рыбу, которая не желала брать шумную приманку, и щучий силуэт на экране камеры постепенно растворялся, но буквально через несколько минут выстреливал флажок жерлицы. Три года назад мне довелось познакомиться со щукой лишенной одного грудного плавника. Она приходила, исследовала блесну, глядя на нее со стороны, и уплывала. Но почти тут же «загорался» флажок, и, без сомнения, это была она, 38-дюймовая «зубастая» с одним грудным плавником. Благодаря подводной камере я получил неопровержимые доказательства того, что моя схема ловли прекрасно работает».
Когда дело касается таких крупных существ, как щука, техника джиггинга планирующей приманкой требует нескольких уточнений. Петровский использует удилище медленного строя. Его фаворит - 32-дюймовое средней мощности Thorne Brothers Walleye Sweetheart, оснащенное катушкодержателем для мультипликатора. «Мягкая вершинка позволяет мне останавливать дикую рыбу, не допускать ослабления лески и намного лучше работать Darter'oM или другими планирующими приманками, потому что подъем благодаря ей становится менее жестким, - говорит он. - Вы одновременно получаете и мощное удилище для борьбы с сильной рыбой, и мягкую вершинку для подачи планирующих воблеров, и поглотитель быстрых рывков щуки, когда она пытается освободиться от крючков, тряся головой. При неожиданных и быстрых движениях головы щуки жесткое удилище способствует образованию слабины лески, а это может стоить вам трофея. Я настоял на больших кольцах для удилища, что помогает предотвратить их обмерзание, и компания Thorne Brothers выполнила мой заказ».
Мультипликаторы бывают лучше сбалансированы для рыбалки и хорошо переносят мороз. «При работе с катушками ABU серии 5000 или Calcutta СТЕ 200 леска не свивается спиралью, - отмечает Петровский. - Тормозная система и передаточное отношение помогают прекрасно справляться с 20-30-фунтовой щукой в холодные зимние дни. Мультипликатор выдерживает тяжелые условия постоянных передвижений по обширным акваториям и нечувствителен к случайным ударам. Безынерционные катушки требуют более деликатного обращения».
Джонни использует монолеску с тестом 12-17 фунтов: более толстая влияет на игру приманки. «Плетенка» лучше подходит для такой игры, но, к сожалению, сильно обмерзает. Приманку Петровский прикрепляет к поводку. Прямо на льду можно легко привязать приманку к титановому или стальному поводку из материала, который позволяет вязать узлы. Это поводковые материалы компаний Terminator, American Fishing Wire, Aquateko и некоторых других. Разрывная нагрузка поводка - 20-30 фунтов. На упаковке каждого из этих материалов есть схема узлов, которые можно применять для крепежа. «Мои жерлицы сделаны из дерева и металла, - поясняет Петровский. - Американцы использовали эти материалы по одной причине. Пластик иногда не может выдержать тряску и удары в жестких условиях постоянных перемещений и перевозок на больших ледовых пространствах: к тому же я предпочитаю традиционные жерлицы старой школы с большими шпулями, позволяющие использовать крупного живца.
Я выбираю одинарные крючки № 7/0 "octopus” или Kahle Eagle Claw для крупного живца, если хочу, чтобы он работал активно. Чтобы избежать застревания крючка глубоко в глотке хищницы, я очень аккуратно насаживаю приманку, смотрю, как расположен крючок после насаживания, и подсекаю рыбу как можно быстрее после срабатывания жерлицы. У меня не было случаев глубокого заглота крючка, но те, кто беспокоится о рыбе, могут попробовать оснастки Bigtooth Tackle Fluoro Carbon HD Rigs или Natural Rigs. Оснастку быстрой подсечки (quick-strike rig) я применяю, когда щука клюет нерешительно».
Некоторые рыболовы вяжут собственные оснастки быстрой подсечки с более мелкими (№ 2-6) тройниками и поводками из материалов Toothy Critter Cortland, Surfstrand American Fishing Wire с тестом 20-30 фунтов, которые можно привязывать напрямую к элементам оснастки. Это намного упрощает изменение расстояния между крючками в зависимости от величины живца. В Миннесоте мы всегда добавляем бусину и небольшой вращающийся лепесток над каждым крючком.
Вы не ошибетесь, если выберете для жерлиц классический 30-фунтовый шнур в нейлоновой оболочке. Но Петровский использует и обычный 30-фунтовый Dacron. Если вода замутненная, он привязывает его прямо к металлизированному поводку. В прозрачной воде он использует 3-метровый отрезок 40-фунтового флуорокарбона между дакроном и поводком. Четыре жерлицы на лунках. Одна «загорается», рыболов бросает удочку с шумящей приманкой и мчится к снежному холмику. Он подматывает леску, подсекает, и из лунки появляется голова щуки. И снова продолжается игра в квадрат.
Перевод Владимира Струева