В марте для рыболова начинается весна. Дни становятся длиннее, солнце греет, в оттепели снег тает и испаряется. На солнце уже можно неплохо позагорать. А подо льдом продолжается, да еще и усиливается глухозимье. Содержание кислорода в воде местами настолько низкое, что вполне возможны заморы. Облегчение жителям подводного царства приносят воды от впадающих рек, пока еще очень слабые потоки талой воды через береговые трещины во льду и вода, поступающая в лунки.
■ Факторы, активизирующие рыбуСчитаю, что проявлять активность рыбу заставляют еще какие-то факторы, кроме наличия кислорода. Причем они могут быть очень сильными, поскольку всплески клева происходят не в устьях рек и не в прибрежной зоне, около талой воды, а в середине водоема над глубокими местами. Если на водохранилище производят сброс излишка воды при подготовке к весенне му паводку, то клев порой активизируется почти по всей акватории. Исключение составляют заливы и мелководные поливы, то есть места, где течение практически не ощущается, а рыба негативно реагирует на снижение уровня. Одним из мощных стимулирующих факторов активизации рыбы является освещенность. На мой взгляд, весной роль освещенности несколько отличается от зимнего периода. В начале и середине зимы освещенность и продолжительность дня служат регуляторами активных действий «дневной» рыбы, причем вне зависимости от поведения ее пищевых объектов. Весной, когда день уже достаточно длинный, у рыбы появляется время не только проснуться и питаться, но и для того, чтобы поискать места, богатые, например, мелкими ракообразными. Тем более что с увеличением светового дня привычные для рыбы ракообразные, черви и ручейники начинают перемещаться более активно. За ними активнее перемещается и рыба, особенно плотва. Не отстают от нее и подлещик, и уклейка. Распространено мнение о том, что уклейка за весь период холодного времени клюет только в марте. Это не совпадает с моими наблюдениями. Я ловил и ловлю уклейку в течение всей зимы, было бы желание. Нужно только обнаружить место, где она стоит, и выбрать чувствительную снасть. Еще одним стимулирующим рыбу фактором, видимо, является созревание половых продуктов. Чем ближе время нереста, тем активнее перемещается рыба вне зависимости от условий на водоеме.
Когда кислородного голодания нет, активность увеличивается с каждым днем. Однако в закрытых мелких водоемах с развитой подводной растительностью в конце марта весьма вероятен замор. Факторы, заставляющие рыбу перемещаться, не всегда положительно влияют на клев. Все, кто пользуются эхолотом, каждый год отмечают, что если в середине зимы рыба стоит и не клюет, то в марте она перемещается, но тоже не клюет. Разница весьма существенная. Когда рыба стоит, то почти всегда можно найти одну или две лунки, в которых она ловится достаточно активно. Данное явление замечают практически все рыболовы, но вразумительного объяснения я ни от кого не слышал. Мне кажется, что происходит примерно следующее. В очередной лунке рыболов опускает мормышку, и она совершенно случайным образом появляется в поле зрения рыбы. Рыба соблазняется, что вызывает интерес у соседей по стае и становится дополнительным фактором, стимулирующим питание. На практике происходит несколько активных поклевок одна за другой, после чего лунку можно оставлять. Ни смена приманки, ни прикормка не оказывают в такие дни почти никакого действия. Рыболов сверлит лунку за лункой, пробует ловить и сверлить дальше. «Выбивание» рыбы количеством лунок - подход, который иногда называют спортивным, что в целом неверно. На соревнованиях подобный прием обусловлен ограниченной акваторией, на которой хороших точек обычно мало.
Я бы акцентировал внимание на другом, действительно спортивном приеме. Из-за ограниченной акватории цена каждой лунки возрастает, особенно с приближением окончания соревнования. А активность рыбы из-за шума над головой и большого количества прикормки снижается. В таких условиях важно, чтобы первая проводка была очень качественной, начиная от плавного опускания приманки ко дну, отрыва от него и заканчивая четкой проводкой вверх. Это правило в полной мере справедливо везде и всегда. Например, во время охоты за крупным окунем на глубине с использованием в качестве прикормки мотыля замечено, что если при первом опускании мормышки с мотылем не замедлить падение приманки около дна, то поклевки может не быть. Чтобы ее получить, нужно не только плавно опустить мотыля на дно, но и сделать проводку без сбоев в игре. Кстати, то же самое я часто наблюдаю во время ловли подлещика. Еще заметнее эффект первой проводки сказывается во время ловли на безнасадочные приманки: «козы», «нимфы» и «чертики».
■ Поиск рыбы на теченииДо сих пор я говорил о ловле в водоемах без постоянного течения. На реках, несмотря на хорошие условия для дыхания и уже достаточную освещенность, картина поведения рыбы во многом схожая. Здесь она точно так же постоянно перемещается и по площади, и по горизонтам воды. В другие дни, обычно при восточном ветре и во время резкого изменения атмосферного давления, рыба, наоборот, может встать. Видимо, основным фактором, побуждающим ее быть активной, является перемещение корма в толще воды. Я полагаю, что перемещение и концентрация мелких ракообразных влечет за собой движение стаи мелочи, за которой следует более крупная рыба. Корм встает, и рыба замирает. Если плотва или окунь встали на одном месте, то наступает ситуация, характерная для стоячих водоемов. То есть рыбы много, но клюет она в отдельных лунках. Но есть существенная разница в клеве. На течении можно найти точку (обычно это начало свала в глубину по течению с подводной косы), в которой плотва и окунь очень активные. Неоднократно я получал весь свой дневной улов с одной-двух лунок, расположенных именно в таком месте. Чтобы найти рабочую лунку, нужно очень точно определить не только верхнюю точку косы, но и подходящую струю воды. Поэтому лунки иногда приходится сверлить в шахматном порядке и очень близко друг от друга. После того как лунки с активной рыбой найдены, все остальные я засыпаю и новые стараюсь уже не делать. Практика показывает, что лучше докормить рабочую лунку при снижении интенсивности клева, чем делать новую. Подобная тактика в корне отличается от тактики сверления большого количества лунок, эффективной на озере или водохранилище.
Следует прикармливать или нет, зависит от периодичности клева, то есть от того, гуляет рыба или стоит. Если клев плотвы происходит с интервалами, это означает, что рыба подходит и отходит, поэтому если и нужно прикармливать, то лишь в перерывах. Когда поклевки происходят без выраженных перерывов, то прикармливать стоит только в случае явного ухудшения клева. Если ухудшение клева происходит из-за уменьшения количества рыбы под лункой или из-за изменений условий ловли, то положительного эффекта от прикормки, скорее всего, не будет. Часто случается, что после прикармливания клев прекращается и не возобновляется. В этом случае советую взять более тонкую снасть, и вполне возможно, что клев возобновится. Если рыба не стоит на месте, тем более когда ее не удерживает мотыль в прикормке, это указывает на то, что рыба начала гулять.
■ Неопределенность времени и местаПолучается, что результат рыбалки зависит от того, найдет ли рыболов струю воды, глубину, горизонт и лунки, на которых рыба активная.
Поскольку активная рыба может оказаться в самом неожиданном месте и в самое неурочное время, результат будет зависеть от активности самого рыболова. Именно сейчас решающую роль может сыграть либо простое везение, либо, что более вероятно, интуиция, рожденная многолетним опытом. Когда в солнечный тихий день при устойчивом давлении я в течение нескольких часов не могу найти активную рыбу размером хотя бы с ладонь, мне вспоминается один случай, правда произошедший не со мной.
В Валдайском озере много леща, но зимой его никто не ловит, поскольку поймать не могут. Как-то один мой знакомый, заядлый местный рыболов, в конце марта почти до вечера искал окуня с блесной на «горках». Уже перед выходом на берег он решил попробовать половить плотву в заливе с подводной растительностью и глубиной около 2 м. До наступления темноты он наловил два мешка лещей (пришлось четыре раза ходить за пойманной рыбой). Он просто не мог остановиться, поскольку таких лещей (до 3 кг) зимой на «родном» озере он никогда не видел. Вот уже лет 15 он безуспешно пытается повторить тот успех. Думаю, о чем-то подобном может рассказать каждый. Меня это воспоминание стимулирует, придает силы для продолжения поиска и экспериментирования. Если мартовская утренняя ловля начинается с отсутствия поклевок, значит, нужно искать нестандартное решение. Я стараюсь найти места, где никто не ловит. На реке рыба может прижаться как к самому берегу, так и ко льду над глубокими местами. Почти наверняка ее не будет на струе с неровным течением. Около берега перспективны, но весьма опасны места «прижимов» струи воды к самому берегу. Здесь обычно достаточно глубоко, но лед из-за течения тонкий. Плотва и окунь могут стоять на глубине 20 см и быть достаточно активными. Если рыба стоит или движется в достаточно мощной струе, то почти всегда она активна. И наоборот, в соседнем глубоком заливе без течения может быть много рыбы, но полностью отсутствовать клев. В реках с сильным течением в марте очень перспективны средние и верхние горизонты воды. Ловить непривычно, но с помощью специализированных оснасток (паровоз из «чертиков», «вертолет») очень интересно и продуктивно. На реке искать рыбу все-таки проще, чем на просторах водохранилища, поскольку ее активность на течении выше и она быстрее реагирует на приманку.
■ СнастиНа водоеме без течения, когда стандартная тактика прикармливания и ожидания не дает результата, я полностью перехожу на безнасадочные «чертики», «нимфы» и «уралки» с двумя бусинками на крючке. Это дает нужную мобильность в условиях, когда поиск идет на большой акватории с разным рельефом. Поскольку приходится искать, переходя с глубоких мест на более мелкие и обратно, важен не только запас различных снастей, но и их качество. В это время я беру с собой почти все удочки с мормышками и блеснами, которые у меня есть, но поиск начинаю всегда с «чертика», причем не самого маленького размера. Да и на течении я тоже сначала беру «чертика». Во-первых, эту приманку могут попробовать и ерш, и судак. Во-вторых, если наткнешься на активную рыбу, даже некрупная плотва относительно большую приманку если не возьмет, то тронет. В-третьих, «чертик», как мне кажется, наиболее универсален при поисковой тактике, поскольку приходится постоянно менять горизонты ловли. О самих «чертиках» и их игре написано много. Мне бы хотелось акцентировать внимание на леске. Причем не на прочности, износостойкости, прочности на узле, а на ее плавучести и жесткости. Эти характеристики могут в определенных условиях стать чуть ли не решающими. Думаю, что ранней весной для ловли на «чертика» лучше использовать жесткую, тонущую леску с минимальной остаточной деформацией (без «памяти»), потому что при частой смене мест с разными глубинами ловли очень важно, чтобы на леске не оставались перегибы. В противном случае нарушается настрой снасти. Тонущая леска предпочтительна, поскольку сопротивление весенней рыбы уже чувствуется и нередко попадаются приличные экземпляры; поэтому приходится использовать довольно толстые лески, диаметром 0,18 мм и более. Если глубина ловли 3-4 м, плавучесть лески не сильно сказывается на игре. При больших глубинах этот фактор существенно меняет игру даже крупного «чертика» или безнасадочной мормышки. Из новых лесок, которые мне пришлось испытать в этом году, я бы посоветовал обратить внимание на Zarkazma Pontoon21. Эта леска, строго говоря, не тонущая, а скорее «суспендер», но с флуорокарбоновым покрытием. К тому же она отлично держит узел. Мартовское глухозимье реально заканчивается тогда, когда лед становится небезопасным. Но не стоит из-за рыбы рисковать здоровьем.