Основные преимущества моторной надувной лодки это мобильность при транспортировке и простота с выбором места для хранения. К месту рыбалки ее можно доставить в багажнике автомобиля, а местом для хранения могут быть балкон или антресоли. Ассортимент предлагаемых надувных лодок огромен. Как выбрать нужную именно вам?
Сначала разберемся с различными типами конструкций лодок. При внешней похожести надувные лодки сильно отличаются друг от друга, в первую очередь, по типу днища.
- Конструктивные типы лодок
Тип днища надувной лодки очень важная потребительская характеристика от которой зависят два главных эксплуатационных показателя - сможете ли вы в лодке стоять или только сидеть и возможность лодки выходить на глиссирование. Условно днища надувных лодок бывают пяти типов - однослойное днище, со сланями, надувное или Air Deck, жесткое разборное, жесткое неразборное (RIB).
Однослойное днище - это днище, как на архаичных резиновых лодках или на большинстве лодок из неармированного ПВХ. Достоинства - самая легкая и дешевая лодка. Недостатки - для того чтоб ходить по дну такой лодки на воде надо обладать талантом циркового канатоходца. Такие лодки годятся для неспешной рыбалки в одиночку на тихом пруду, когда заброс с берега проблематичен.
- Днище лодки с реечной сланью
Слань или по-французки пайол, это реечный настил по дну лодки, спрятанная в специальные карманы. Делает днище лодки более жестким и пригодным уже для легких пеших прогулок по настилу, но не уверенного стояния при забросе и вы-важивании. Преимущество - быстрота и легкость сборки. Недостатки - для выведения лодки на глиссирование сланевое днище не очень подходит. Сборка лодок длиной от 3-х метров практически возможна только вдвоем.
- Надувное днище или Air Deck
Вставное или вкленное днище из продольных надувных полосок. Позволяет использовать надувной киль. С таким днищем можно выходить на глиссирование. Преимущества - вес лодки меньше на 30-40%, чем с жестким дном, ее проще собирать, можно даже в одиночку. Недостатки - «нежность» внутренней части днища, его лекго повредить обувью, снастями, амуницией, высокая цена - дороже на 20-25 %, аналогов того же размера с жестким или полужестким днищем.
- Жесткое днище, сборно-разборное
Днище таких лодок состоит из сборных фанерных, пластиковых или алюминиевых листов. Снизу, между палубой и днищем, расположен надувной киль. Жесткий пол и наличие киля делает такие лодки наиболее универсальными и популярными для рыбалки.
На лодках с жестким днищем, в отличие от лодок со сланями или мягким днищем можно и безопасно охотиться. Преимущества: отличные мореходные качества, выход на глиссирование при правильном выборе «лодка + мотор». Недостатки - большой вес и объем в сложенном состоянии, длительным и сложный процесс сборки-разборки. Для перевозки требуется очень большой багажник или прицеп. Некоторые рыболовы чтобы облегчить сборку и разборку лодки воз-ять лодку больших размеров на прицепе.
- Жесткое днище цельное
Лодки с цельным жестким днищем и килем, плюс надувные борта это самые мореходные и наиболее популярные последнее время надувные лодки, так называемые RIB лодки. Это отдельный класс лодок и по качеству и по цене.
На что обращать внимание при выборе лодки
- Длина лодки
Лишней длины не бывает. Чем длиннее лодка, тем лучше по комфорту и гидродинамике. Но, длинная лодка тяжелее, дороже и сложнее в сборке.
Важно для выбора необходимой длины лодки определиться с типом ловли и количеством рыбаков.
Один рыбак - достаточно длины лодки 2,5-2,9 м. при любом виде ловли. Моторная лодка меньшей длины с трудом выходит на глиссирование и имеет неважную мореходность. Два рыбака - джиг, троллинг, поплавок - длина лодки 2,9-3,3 м. Ловля на спиннинг двумя рыбаками - длина лодки 3,6-3,9 м. Комфортно рыбачить трем рыбакам на надувной лодке невозможно. Это как танго втроем, один все время мешает.
Очень важный момент при покупке -лодка в магазине, выглядящая большой и достаточной для ваших целей, на воде явно окажется гораздо меньше, чем вы ожидали.
Совет: при покупке лодки в магазине попросите продавца положить ее на пол и сядьте в нее. Осмотритесь, хватает ли Вам места. Конечно, меньше размер - меньше денег. Из опыта - практически все наступали на эти грабли - покупаем по минимуму, через два-три выхода на воду понимаем, что надо было брать лодку длиннее.
- Грузоподъемность и пассажировместимость
В паспорте любой лодки обычно указывают два обязательных пункта - грузоподъемность и пассажировместимость. Например, грузоподъемность 310 кг при пассажировместимости 3 человека. Обычно, это сертифицированные серьезными органами цифры, показывающие, что при штилевой погоде, на данной лодке можно перевезти, скажем, с берега на остров 3 человека. Три аморфных, неподвижных человека без поклажи, без эмоций, без волны на воде и главное, без рыболовной динамики забросов и вываживания. Для реальных условий разделите паспортные данные на 1,5. Не забывайте и свои индивидуальные весовые габариты.
Совет - если Ваш вес превышает 100 кг., то вам лучше выбирать лодку от 3,3 м. Чем меньше лодка, тем меньше пространства в ней.
- Транспортировка
Главнейшее преимущество надувных лодок перед корпусными, конечно, мобильность или свобода выбора. Сегодня плаваю по Днепру, через неделю по Дунаю. Никакой привязки к РОПам или конкретным водоемам. Забросил надувнушку в машину и поехал далеко-далеко или близко. Но. Есть свои проблемы и ограничения. Чем больше лодка, тем она тяжелее и объемнее. Лодки длиной до 3 метров и сланевым днищем, весят 25-35 кг и легко помещаются в багажник автомобиля. Лодки, например, длиной 3,6 м, сплошным разборным днищем и килем, весят уже под 70 кг. Такую лодку в одиночку не унести, собирать ее одному тоже мучение, да и в автомобиль она влезет не в каждый, желателен багажник джипа или, хотя бы, хетчбека.
Совет: надувную лодку длиной более 2,9 метра проблематично тащить на воду в одиночку. Купите подтранцевые (транспортировочные) колеса и проблемы больше нет. Эти колеса можно использовать и при переноске лодочного двигателя.
- Материал
Надувные лодки изготавливают из резины, ПВХ, армированного ПВХ и Хайполона. Надувные лодки из резины это анахронизм прошлого века - их надежность и долговечность не выдерживают никакой критики.
Лодки из однослойного ПВХ (PVC). Наверняка, вы видели эти недорогие, яркие лодочные изделия с громкими рыболовно-охотничьими названиями, в основном китайского производства. Для нормальной рыбалки под мотором они явно не подходят - замучаетесь латать пробоины, и не только.
Преимущества - дешевизна, легкость сборки и малый объем. Недостатки - легко прокалываются снастями, сучками, камышом и даже плавниками рыбы. На мягком днище можно только полулежать. На таких лодках, при наличии навесного транца, можно даже устанавливать двигатель, но желательно только электро.