Вообще, к раттлинам отношение у большинства наших спиннингистов прохладное. Какими-то примитивными они кажутся. И почти одинаковыми, если не принимать во внимание деление раттлинов на длинные и короткие, которые в иных странах считаются соответственно «сибассовыми» и «бассовыми», а у нас - скорее «судачьими» и «окунево-голавлевыми». Однако если посмотреть повнимательнее подборку раттлинов серьезной японской фирмы с широким ассортиментом, то там обнаруживается с десяток моделей, которые отличаются отнюдь не только названиями и размерной линейкой. Поначалу различия могут показаться несущественными и даже несколько «притянутыми за уши», но чем больше погружаешься в тему, тем очевиднее проявляет себя истина: «японцы ничего не делают просто так».
Схожие модели отличаются по плавучести, шумности и центровке. Если базовым можно считать среднетонущий раттлин, то на «жабовнике» лучше себя показывают раттлины, приближенные к суспендерам, тогда как глубокая и текущая вода предполагает, напротив, более тяжелые модели. Такие моменты вроде бы очевидны, но опыт показывает, что далеко не для всех и каждого.
Сложнее бывает понять причину разницы в клеве в такой ситуации. Стоишь, например, перед обширным долгоиграющим окуневым «котлом», и на один раттлин окуни садятся почти на каждой проводке, а на другой, очень близкий по размеру и плавучести, в лучшем случае - на каждой пятой-шестой. Просто у двух воблеров может немного различаться расположение огрузки и, как следствие, неодинаковы частота и размах вибраций. А окунь, даже «котловой», к таким вещам бывает очень придирчив. Это я к тому, что раттлины заслуживают присутствия в вашей коробочке с приманками не в виде одного-двух случайно попавших туда экземпляров, а в несколько большем количестве.
Но у раттлинов есть один системный недостаток. Когда приходится ловить в коряжнике, они проигрывают лопастным крэнкам из-за своей «цепучести», поскольку у них нет защиты в виде лопатки. Тем не менее в прошлом сезоне на Чебоксарском водохранилище, известном своей закоряженностью, раттлины произвели настоящий фурор. Кто-то попробовал упорно на них ловить, и результат оказался гораздо выше предположений. Далее пошла цепная реакция. И с потерями приманок от зацепов уже особо не считались. А в наиболее проблемных в этом плане местах на раттлинах стали менять тройники на двойные крючки, устанавливая их так, чтобы жала смотрели назад. А иметь в лодке отцеп стало правилом хорошего тона.
Константин Кузьмин