
Перекаты нижней Волги глубоки и спокойны. Границы этих лучших для ловли любого хищника мест заметны обычно лишь в тихую погоду, когда их выдает небольшая рябь. На перекате, который мы облюбовали, собирались несметные стаи малька, и жерехи здесь «били» почти каждый день. Оглушенные ударами их широких мощных хвостов, рыбешки брызгами разлетались в разные стороны, а сверху в закипавшую воду стремительно бросались речные крачки...
Мы с товарищем поймали несколько рыб. «Бой» прекратился. На всякий случай ял сделал еще несколько забросов спиннингом, хотя знал наверняка, что жерех ушел. Теперь я вел девон не поверху, а вполводы и не так быстро.
Поклевка согнула удилище, словно травинку. Тормоз мультипликатора взвизгнул и тоненько заскулил, сдавая леску сильной рыбе, которая уверенно плыла, куда хотела.
Хотя рыба вела себя сравнительно спокойно, но никак не хотела подняться из глубины, и не было заметно, чтобы она уставала. Лишь через полчаса барабан мультипликатора начал понемногу заполняться леской. Я опустил конец удилища вниз, чтобы нагрузка приходилась на комель, и немного ослабил тормоз катушки на случай неожиданного броска рыбы. И вдруг она решила показать себя и сама пошла вверх. Вода расступилась, обнажая оливковый, весь в кофейных пятнах бок. Это был сом.
Трижды он поднимался на поверхность и трижды уходил на дно. На четвертый раз мой напарник, надев брезентовые рукавицы, в которых мы поднимали якоря, ухитрился сунуть в пасть сому руку, крепко схватил его за нижнюю челюсть и с трудом перевалил тяжелую рыбу через борт лодки.
Возможно ли, чтобы медлительный сом попался на девон, предназначавшийся жереху — одной из самых быстрых речных рыб?
Случай нетипичный, но вполне объяснимый. Какими бы разными ни казались повадки и облик этих двух хищников, на жировку они часто приходят в одни и те же места. И тот и другой не равнодушен к мальку, как, впрочем, и остальные хищники, обитающие в низовьях Волги: щука, судак, берш, окунь, язь. Все они предпочитают мелкую, обязательно узкую рыбешку, к примеру чехонь. И почти никогда не берут малька леща. Конечно, на жировке жерех и сом ведут себя совершенно по-разному.
Ловить сома на блесну можно, и весьма успешно. Для спиннингиста он представляет интерес тем, что является самым крупным речным хищником. Пойманному мной сому до максимального веса, которого может достигать эта рыба, было далеко. Он весил 23 кг.
Каковы же повадки сома, как ловить его спиннингом?
Живет эта рыба в глубоких закоряженных ямах, а, стосковавшись по нежному, жирному мальку, выходит на перекаты и плёсы. Наблюдательный рыболов всегда заметит пути его следования на жировку, как заметит и яму, где живет сом. Потом к ней можно прийти, захватив с собой спиннинг помощнее и оснастив блесну надежным крепким тройником.
Лучшее для ловли время — с заката до рассвета. Приманкой может быть любая узкая колеблющаяся блесна, деревянная рыбка, снасточка с чехонью или селедкой, наконец, вращающаяся блесна. Приманку нужно вести очень медленно и у самого дна. Слишком тяжелые блесны применять не следует, так как на медленной проводке они будут попросту волочиться по дну. В любом случае пригодится незацепляющаяся приманка.
Ловить сома можно не только на ямах —местах его постоянного жительства, — но и на плесах, на перекатах, куда он иногда приходит на жировку. Моему хорошему знакомому О. П. Горину, конструктору из Москвы, не раз попадали сомята весом 5—10 кг, когда поздним вечером он ловил на волжских плесах судака. Колеблющаяся блесна была опять же узкой, а проводка—самой медленной. Но иногда, когда рядом с пастью сома проходит даже быстро идущая блесна, он может на нее броситься. Так случилось и со мной в один из июльских дней минувшего лета.